Пограничный режим российских маломерных судов во внутренних морских водах и территориальном море РФ



Гуцуляк Василий Николаевич,
доктор юридических наук, профессор (г.Москва)


Пограничный режим маломерных судов, плавающих под российским флагом во внутренних морских водах и территориальном море РФ, регламентирован в первую очередь положениями Закона Российской Федерации от 1 апреля 1993 г. N 4730-1 "О Государственной границе Российской Федерации". Подзаконным же актом, конкретизирующим указанный закон, является Приказ ФСБ России от 15.10.2012 N 515 (ред. от 18.11.2013) "Об утверждении Правил пограничного режима" (Зарегистрировано в Минюсте России 07.12.2012 N 26042).

Как сказано в самом Приказе, его положения «устанавливают конкретное содержание, пространственные и временные пределы действия и круг лиц, в отношении которых они действуют».
Для судоводителей маломерных судов наибольший практический интерес представляет раздел II " Правила пограничного режима в российской части вод пограничных рек, озер и иных водных объектов, во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации».

Так, согласно ст.3.1 российские маломерные суда, используемые в пределах участков (районов) российской части вод пограничных рек, озер и иных водных объектов, внутренних морских вод Российской Федерации, где установлен пограничный режим, в территориальном море Российской Федерации и российской части Каспийского и Азовского морей, подлежат обязательному учету в пограничных органах или ближайших подразделениях пограничных органов и хранению на пристанях, причалах, в других пунктах базирования, обеспечивающих воспрепятствование доступа посторонних лиц и несанкционированного выхода судов и средств в российскую часть вод.

Постановка гражданами и организациями на учет в соответствующем пограничном органе маломерных судов должна осуществляться до начала их эксплуатации.
Как это делается на практике? Владелец маломерного судна обращается в ближайшее подразделение пограничных органов, куда должен предоставить следующие документы:

  1. паспорт и его копия;
  2. судовой билет и его копия;
  3. информация о пункте базирования.

Следует иметь в виду, что с владельцами маломерных судов пограничные органы работают, как правило, не чаще двух раз в неделю по утвержденном графику.
Как быть владельцу маломерного судна, которое не подлежит регистрации и соответственно не имеет судового билета? В этом случае достаточно предъявить фотографию указанного судна.
Если с паспортом и судовым билетом все ясно, то предоставление информации о пункте базирования связано с определенными трудностями. Дело в том, что не любая база маломерного флота или яхт-клуб и даже морской порт могут иметь соответствующее согласование с пограничными органами. Поэтому на практике , несмотря на то, что хранить суда вне установленных пунктов базирования запрещено, судно может формально быть приписанным к согласованному с пограничными органами пункту базирования, а фактически находиться в другом месте.
Обычно базы стоянки маломерного флота осуществляют такую «приписку к пункту базирования» на платной основе.

На основании предоставленных судовладельцем документов представитель пограничного органа выдает своеобразное свидетельство о постановке маломерного судна на учет в пограничном органе, в котором указываются:

  • контактный телефон дежурного по погранзаставе;
  • бортовой номер судна;
  • фамилия, имя и отчество судовладельца;
  • место базирования (например, причал №5);
  • указание в какое время суток разрешается пребывание на воде (только в светлое время суток или круглосуточно);
  • максимальное удаление от берега;
  • указание на разрешенный район плавания (обычно по названию соответствующих мысов);
  • присвоенный учетный номер с датой;
  • подпись должностного лица, скрепленная печатью.


Маломерные суда в пунктах базирования содержатся (хранятся) на берегу закрепленными с помощью тросов (цепей) за стойки с кольцами и закрытыми на замок или в помещении, закрывающемся на замок. Ключи от замков находятся у владельцев судов.
Маломерные суда, которые по своей массе, размеру или по другим характеристикам не могут быть подняты на берег, содержатся (хранятся) на воде поставленными на якорь или пришвартованными к причалам в пунктах базирования.

О смене пункта базирования, об изменении владельца и о прекращении дальнейшего использования маломерного судна в связи с его непригодностью владельцы обязаны письменно уведомить подразделение пограничного органа, в котором их суда состоят на учете.
Приказ содержит рекомендуемую форму такого уведомления о смене пристани, причала, другого пункта базирования, об изменении владельца, о прекращении дальнейшего использования судна и средства, которое должно содержать сведения о владельце судна (ФИО, дата и место рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность), а также о самом судне (название и бортовой номер). Уведомление скрепляется подписью владельца, а также печатью организации или лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Ключевое требование Приказа, на которое обращают особое внимание пограничные органы – это заблаговременное уведомление о предполагаемом выходе в море. Согласно Приказу перед выходом судов из пунктов базирования в пределы участков (районов) российской части вод их владельцы обязаны не позднее чем за 4 часа до выхода уведомить посредством телефонной или радиосвязи пограничный орган или ближайшее подразделение пограничного органа по форме: наименование (номер) пункта базирования, регистрационный (бортовой) номер (название) судна - при его наличии, владелец судна, место (район) плавания (осуществления деятельности), количество человек на судне, время выхода, предполагаемое время возвращения.

По возвращении судов в пункты базирования их владельцы обязаны уведомить посредством телефонной или радиосвязи пограничный орган или ближайшее подразделение пограничного органа по форме:

  • наименование (номер) пункта базирования,
  • регистрационный (бортовой) номер (название) судна - при его наличии,
  • владелец судна, фактическое время возвращения.

В случаях отказа от выхода владельцы судов также обязаны уведомить об этом пограничный орган.

Вызов местного пограничного органа осуществляется на 16-м канале УКВ-связи с использование его позывного (например, «Вельбот-32»), после ответа переходим на предложенный пограничниками рабочий канал и передаем соответствующую информацию. Для обеспечения связи в случае неудовлетворительной работы УКВ-станции нужно сообщить также номер своего мобильного телефона.

Связь только по мобильному телефону обычно поддерживают владельцы небольших лодок.
Судам, не имеющим судового билета, разрешается удаление от берега до 2 миль.
Пребывание маломерных судов во внутренних морских водах и территориальном море РФ обычно разрешается в светлое время суток.
Однако, маломерным судам при наличии на них технических средств контроля, обеспечивающих постоянную автоматическую передачу информации о местоположении судна , других сертифицированных технических средств контроля и связи разрешается пребывание в пределах внутренних морских вод и территориального моря РФ в любое время суток по согласованию с пограничным органом или ближайшим подразделением пограничного органа.

Такое согласование осуществляется:

  • при постановке маломерного судна на учет в пограничном органе;
  • ежегодно перед началом эксплуатации маломерных судов;
  • по обращению владельцев судов после оборудования судов техническими средствами контроля и связи.

Обеспечить наличие на борту маломерного судна технического средства контроля, обеспечивающего постоянную автоматическую передачу информации о его местоположении, можно сравнительно недорого. Например, вместо АИС - Автоматизированной Идентификационной Системы, требующей больших затрат на оборудование и установку (свыше 150 тыс. руб.) можно использовать так называемый трекер ГЛОНАСС. Это устройство размером со спичечный коробок, подключаемое к судовому питанию, позволяет пограничникам, получившим соответствующий логин и пароль, в режиме реального времени отслеживать позицию судна. Стоимость такого трекера колеблется в пределах от 100 до 200 американских долларов, оно простое в подключении и эксплуатации и дает возможность отслеживать на персональном компьютере движение судна любому лицу, имеющему логин и пароль.

Трекер Глонасс

Предоставив в пограничный орган оригинал и копию технического паспорта такого трекера владелец маломерного судна может выходить в море в любое время суток.

В заключение отметим, что Приказ запрещает:

  • использовать не поставленные на учет суда ;
  • хранить суда вне установленных пунктов базирования;
  • переводить суда из одного пункта базирования в другой без уведомления подразделения пограничного органа, в котором суда состоят на учете, передавать их для использования в российской части вод без перерегистрации другим гражданам;
  • отключать технические средства контроля и связи во время плавания;
  • осуществлять подход и швартовку судов к российским и иностранным судам, в отношении которых при прибытии на территорию РФ не осуществлен пограничный и таможенный контроль, а в случаях, установленных международными договорами РФ и федеральными законами, не осуществлены и иные виды контроля;
  • осуществлять высадку (посадку) людей, выгрузку (погрузку) любых грузов, товаров, валюты, животных на российские и иностранные суда, в отношении которых при прибытии на территорию РФ не осуществлен пограничный и таможенный контроль, а в случаях, установленных международными договорами РФ и федеральными законами, не осуществлены и иные виды контроля, за исключением случаев, когда это вызвано необходимостью спасания людей, других судов (средств) или другими чрезвычайными обстоятельствами, о которых они незамедлительно информируют пограничный орган или ближайшее подразделение пограничного органа, разговаривать с членами их судовых команд и пассажирами, лицами, находящимися на территории сопредельного государства, принимать от них или передавать им какие-либо вещи, предметы (грузы) или сигналы (за исключением сигналов, обусловленных необходимостью обеспечения безопасности судоходства);
  • без разрешения начальника пограничного органа осуществлять фото- и видеосъемку пограничных кораблей (катеров) и лиц, находящихся на них, пограничных нарядов, пограничных знаков, инженерно-технических сооружений, других объектов пограничных органов, а также фото- и видеосъемку территории сопредельного государства;
  • вести стрельбу в направлении территории сопредельного государства;
  • уничтожать, приводить в негодность, перемещать пограничные и предупреждающие знаки.

Таким образом, пограничный режим российских маломерных судов во внутренних морских водах и территориальном море РФ представляется в достаточной мере урегулированным.

 

 

 

 

 

 

 

 

Свяжитесь с нами прямо сейчас!  Наши контакты

Адрес: 127083, г. Москва, Петровско-Разумовский проезд, д.15
Тел: +7(495) 613-18-94; +7(495) 656-49-14