Василий Николаевич, здравствуйте.

Прочитал Ваш комментарий к столкновению катамарана с баржей. К сожалению, согласен с Вашей оценкой. Остается только надеяться, что в СМИ появляется не вся информация, необходимая для оценки развития событий. Хотя, надежда – слабая.

Василий Николаевич, Ваша фраза в конце комментария: «Дело в том, что капитан является специальным субъектом и на него в полной мере распространяются положения уголовного и уголовно-процессуального законодательства. А когда речь идет о маломерном судне, то лицо, управляющее им, называется судоводителем и не может отвечать за свои действия в той мере, как капитан.» - заставила задуматься о правильности понимания мною позиции Судоводителя.
До этого момента я считал, что Капитан и Судоводитель практически одно и тоже, в том числе и с правовой точки зрения.
Если возможно, прошу Вас пояснить существующее отличие или подсказать первоисточники для самостоятельного изучения.

С уважением,
Болдин Сергей.

Уважаемый Сергей, спасибо за интересный вопрос.
Действительно, на первый взгляд, кажется, что капитан и судоводитель – это одно и тоже понятие, на самом же деле любой капитан является судоводителем, но не любой судоводитель может быть капитаном. Например, помощники капитана ( старший, второй, третий и на некоторых судах - четвертый ) – это тоже судоводители. Но понятно, что степень их ответственности и правомочий несопоставима с капитанской.
Отдельного рассмотрения требует вопрос о статусе судоводителя маломерного судна. С точки зрения закона он не является капитаном, и в первую очередь потому, что у него нет диплома капитана, а управляет он маломерным судном на основании удостоверения на право управления маломерным судном, которое выдает Государственная инспекция по маломерным судам (ГИМС), структурно входящая в состав МЧС России.
Таким образом, на судоводителя маломерного судна, например, не могут распространяться положения ст. 270 Уголовного кодекса РФ «Неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие». Хотя это вовсе не означает, что если судоводитель маломерного судна уклоняется от обязанности оказывать помощь гибнущим на воде людям, он освобождается от уголовной ответственности. Просто в этом случае, применимой будет не ст. 270, а ст. 125 УК РФ «Оставление в опасности».
Я уже не говорю о таких полномочиях капитана, как право удостоверять завещание, проводить неотложные следственные действия в случае совершения на борту преступления и т.п. То есть в определенных ситуациях капитан может выступать как представитель власти. Судоводитель же таких полномочий лишен.
Обсуждать эту тему можно долго. Если Вас интересует правовой статус капитана, можете подробнее почитать об этом в моей книге «Российское и международное морское право (публичное и частное)», которая вышла в свет в конце прошлого года. Книгу можно приобрести в Центре морского права.

С уважением, В. Гуцуляк

 

 

Свяжитесь с нами прямо сейчас!  Наши контакты

Адрес: 127083, г. Москва, Петровско-Разумовский проезд, д.15
Тел: +7(495) 613-18-94; +7(495) 656-49-14